stihiynaya_haha: (Default)
Маршрут: Полтавская область, г. Гадяч - с. Великие Сорочинцы
Дата: 30 апреля - 3 мая
Байдарка и экипаж: надувная, 4-местный "Налим", 2 человека

Из Киева ехали бла-бла-каром, в 7:30 стартовали от м. Харьковская. Дорога хорошая до Пирятина, потом вся в неровных асфальтовых латках. В Гадяче на автостанции есть магазин, докупили продукты, доехали прямо к пляжу в 12:00.
Пляж в Гадяче перед мостом, правый берег Псла, удобный для спуска на воду, ухоженный, плоский, песчаный, края в мелкой травке, несколько лодочек. Рядом есть кабинки для переодевания и скамейки. На левом берегу тоже пляж.
Сразу после старта два высоких легко проходимых моста.

Течение весной хорошее. Берега радуют зеленью, вербы и тополя. Человечьих следов мало - только иногда рыбацкие ступеньки да скамеечки, одна лодка-плот проплыла. Мусора нет, только случайные унесенные водой обертки.

По словам местного рыбака, очень много ужей - за час с десяток мимо него прошли. В траве по берегам много сновало ящериц, сновала какая-то мелочь.
Мы же за 4 дня на воде видели только одного. В воде много коряг и упавших деревьев, все легко обходятся.
Иногда берега поднимаются, сквозь деревья видны холмы.

Сёл не видели, к тому же дул сильный ветер, и мы не услышали дамбу, выскочили к ней неожиданно, причалили к левому берегу перед обваленным рыбацким мостком, просмотрели - неудобно обносить, круто и проход плохой. Переплыли на правый. Правый обнос короче и по дороге.
Дамба в Малых Будищах, вид ПОСЛЕ обноса.

В каждом сливе мощные "котлы", непроходимо. Село на правом берегу, к воде почти не подходит.

Река радует частыми поворотами, виды не надоедают - то низкие заросшие лопухом и деревьями берега, то песчаные пляжики, то обрывы с виднеющимися за ними холмами.
Село Сосновка видно с воды, стоит на левом берегу, оно приближается к реке трижды. В конце села к реке подходит сосновый лес. За селом есть места для отдыха со столами и навесами. Мы прошли еще пару поворотов после леса за Сосновкой, остановились на ночевку возле пляжа и плоской поляной, на правом берегу. Поляна была занята группой из 4-х байдарок. У нас было место в большим столом и сиденьями. Дров достаточно. Подход к воде вязкий, песок с примесью глины.

Села ночью не слышно, только на закате и утром на левом берегу проехал трактор. Утром сошли на воду. Здесь Псел дикий, очень красивые складки берегов, живописные старые деревья в воде лежат, белые пятачки песчаных пляжей, но выходов из воды немного.

В селе Сары большой деревянный мост с металлическими перилами, проход под ним был чистый, без препятствий.

За мостом мы встретили соседей-байдарочников, которые остановились набрать колодезной воды.
Высокие обрывистые берега здесь почти без деревьев, плоскими заливными лугами стоят, из-за чего хорошо просматриваются холмы. За Сарами Псел будто в туннеле, берега очень заросшие, выйти невозможно.

Сизый цвет земли даже иногда с голубоватым оттенком - чувство, будто плывешь сквозь буковый лес. Очень много бобровых следов, деревья разного размера обгрызены и подточены, в берегах большие норы, местами почти берлоги.

Перед селом Рашевка завал поперек всего русла. Мы вылезали на толстый устойчивый ствол посредине реки, ближе к левому берегу, слегка подтягивали байдарку и перескочили завал. Каркасники говорили, что тоже проблем с завалом у них не было. Но они не очень общительные, поэтому где нашли проход - не сказали. За поворотом, напротив старицы вышли на перекус.

Видели там нахального любопытного горностая, которого заинтересовала наша байдарка. Местный сказал, что здесь их много.
Рашевка на правом берегу, село длинное, но с воды его почти не видно. Село угадывается по большому количеству отдыхающих, и берега, особенно до моста, похожи на парк.
В начале с.Рашевка мост, проход есть в двух пролетах под левым берегом. Остальная часть моста занесена корягами и прибившимся мусором. На фото - вид ПОСЛЕ прохождения моста, "вид за спиной"

Следующее село, Млыны, тоже с воды не видно, местные нам сказали - в селе есть магазин, но в праздник не работает, мы выходить не стали.
В Млынах железобетонный мост, проходится легко.

За Млынами вскоре у меня на фотографиях завал, и, похоже, байдарку мы выносили на берег. Но в памяти препятствия не зафиксировалось))) Либо обнос был легкий, несколько метров (по правому берегу), либо мы его прошли и не запомнили.

Между Млынами и Лютенькой, по левому берегу много хороших мест для стоянок, очень хорошо обрудованных. Большие крепкие столы человек на двадцать, иногда поменьше, скамьи, как и столы, со скругленными краями, чтоб не травмироваться, навесы деревянные и шиферные, полянки и целые огромные поляны, чисто как в парке.

Отдыхающих в праздник довольно много, большими компаниями, все были вежливы, приветливы, норовили угостить.
Вдоль берега грунтовые дороги и тропы.

Мы остановились на ночевку в уютном местечке, рядом были люди. Но каждая компания камерно скрыта от остальных деревцами, растительность разнообразная - боярышник, дубы, ландыши, целое поле щавеля... Соседние компании к ночи разъехались, после себя не оставив ни соринки. Нас никто не беспокоил.

Утром сошли на воду. По левому берегу прозрачные светлые березняки, полосами вдоль воды или пучками среди тополей, очень симпатично. Снова продолжаются места для стоянок, выходы на воду узкие, но плоские. Есть пара больших пляжей.

Перед с. Перевоз - завал, нанесло много деревьев. Мы не увидели возможности прохода и вернулись немного назад, ткнулись в старицу на левом берегу и обнесли по берегу до следующего ручья (примерно 250 метров). Каркасники позже говорили нам, что они все завал прошли, притопив байдарки и протиснувшись под стволами.

В селе Перевоз огромный холм, самый большой в этой местности, гора-достопримечательность, нам советовали подняться наверх, оттуда потрясающий вид на реку и окрестности, но мы поленились, да и далеко.

За Перевозом еще два свежих завала. В обоих случаях это живые деревья, макушками упавшие на плоский пляж с лопухами. Мы даже не просматривали, протащили несколько метров байдарку по берегу и снова на воду. Сначала по левому берегу, потом по правому. Каркасники говорили, что проходили под ветками.

В селах Перевоз и Малая Обуховка (левый берег) выходы с воды скудные, заросшие, комариные - только в кустики сходить.

В Великой Обуховке ж/б мост, проходится легко, за ним большой пляж, нам рассказывали, что здесь вроде байдарочного причала.

От Великой Обуховки и до Савинцев снова плывешь как в туннеле - река лесистая, берега заросшие, тенистые, очень эффектные коряги и бобровые выточенные деревца. Плыть красиво, выйти на берег почти нереально.

Перед Панасовкой и Савинцами на холме видно сооружение из металлических цилиндров, вроде элеватор. Напротив Панасовки место со столиком, бросается в глаза, но берег топкий, к тому же за ним коровий выгон и сельские домики в непосредственной близости. Мы решили плыть дальше. В Савинцах ж/б мост, легко проходится.

Примерно через 3 км после моста в петле реки открылась низкая полянка, а справа от нее на возвышении стол с навесом под огромным деревом. Здесь мы остановились на третью ночевку. Дрова есть вдоль берега под деревьями. У воды липкая скользкая грязюка.

Утром выплыли, река стала шире, завалы уже не страшны. То на левом берегу, то на правом попадаются сосенки, справа даже мелким лесочком.

Мест для стоянки нет, даже выйти можно только на перекус - для ночевки неуютно. Правый высокий берег в одном месте шумел, пригляделись: ручей сбегает в реку.
Вскоре показалась верхушка церкви, под ней дамба в Великих Сорочинцах.

Вышли перед дамбой на правый берег, там низко и можно на травке собраться-высушиться.

Как раз здесь, справа от дамбы, идет строительство, все перекопано и перегорожено забором. Нам сказали, что обносить метров 200 до воды придется. Мы передумали плыть до моста и собрались.

От дамбы дорога идет в центр Великих Сорочинцев. Сначала мимо церкви, в которой крестили Гоголя, мимо очаровательных украшенных заборчиков, аккуратного краеведческого музея и сквера. Если не считать битого перелатанного асфальта, чистейшее и приятнейшее место для прогулки.

К автостанции пришли к 14 часам, узнали, что автобус на Полтаву будет аж после 18-ти часов, поэтому поехали в Миргород автобусом в 14-10. Билет стоил 16 грн.
В Миргороде планировали пересесть на Полтавский в 14-45, но он был забит полностью.
Зато стоял пустой большой автобус с багажником "Миргород-Киев", отправление в 15-30, цена билета 137 грн.
В Киеве мы должны были быть к восьми часам, но попали в две пробки, приехали позже.

Реку рекомендую очень, красивая, с желтоватой водой и зелеными лохмами берегов, разная, петляющая, без камней и порогов, с песчаным дном, обилием мест для стоянок. Из минусов - дорога на Гадяч, неудобный общественный транспорт.